поиск по сайту:

Садовая тележка

О садовых тележках

Редко встретишь садовода, который не имел бы садовой тележки. И это понятно. Садово-огородный бум, вызванный экономическими трудностями, заставил всех заниматься перемещением различных грузов. Причем на весьма значительные расстояния. И тут все взоры закономерно обратились к древнейшему изобретению человечества — колесу и тачке. И это естественно и объяснимо: сопротивление качению тележки по самой скверной дороге не превышает 20% от общего веса тележки с поклажей. То есть перевозка груза на садовой тележке потребует от вас в пять раз меньше усилий, чем если бы переносить этот груз на себе. Кроме того, разгружается позвоночник. Как тут не радоваться слабому или пожилому! Но и это еще не все. Если на вашей тележке установлены подшипники скольжения, то замените их на подшипники качения (шарикоподшипники) и вам будет в несколько раз легче сдвинуть вашу груженую тележку с места, да и для перевозки груза на ней потребуется меньше сил.

На дорогах в садоводстве мне довелось встречать тележки с тремя парами колес. Но все же подавляющее большинство дачников-огородников предпочитают двухколесные «экипажи». Кстати, наиболее удобными являются те двухколесные тележки, у которых центр тяжести располагается над колесами, причем, ближе к оси колес. Имеется в виду, конечно, центр тяжести тележек с грузом. С такой тележкой садоводу не приходится прикладывать ненужные усилия для удержания груза. В настоящее время в продаже встречаются два вида садовых тележек:

  • с низкой опорной площадкой и выступающими вперед колесами;
  • с опорной площадкой, расположенной над колесами.

Первый вариант вообще-то является оптимальным и отвечает всем законам равновесия в движении, так что такую тележку можно везти, так сказать, «одним пальчиком» (рис. 1).

Садовая тележка
Рис. 1. «Оптимальная» садовая тележка в рабочем (а) и стационарном (б) положениях
(L1 — ширина тележки в вертикальном положении).

Однако большее распространение получили тележки второго типа (традиционные), так как в стационарном (вертикальном) положении такая тележка (рис. 2) занимает меньше места, то есть L1 больше L2, а в транспортное положение ее перевести даже легче, чем оптимальную тележку. Выровнять же нагрузку на рукоятке тележки удается, располагая поклажу ближе к оси колес. Садовод всегда сам чувствует изменение нагрузки на своей руке. Однако преимущество «оптимальных» тележек очевидно при перевозке тяжелых грузов.

Традиционная садовая тележка в рабочем и стационарном положениях
Рис. 2. Традиционная садовая тележка в рабочем (а) и стационарном (б) положениях
(L2 — ширина тележки в вертикальном положении).

А какие колеса лучше? Специалисты считают, что предпочтение следует отдавать узким колесам большого диаметра. Такие колеса легче преодолевают всякие неровности почвы, да и площадь опоры у них больше. Если сравнить характеристики садовых тележек с колесами со сплошными резиновыми шинами и с надувными (пневматическими), то при движении по ровному твердому покрытию разницы в расходе энергии на их перемещение нет. Зато на плохих дорогах пневматические шины (особенно шины низкого давления) ведут себя гораздо хуже, затрудняя движение тележки. Если с садовой тележкой до вокзала приходится добираться на метро, ширина обода колеса у тележки должна быть не менее 22 мм, иначе колесо заклинит между «ребрами» ступенек эскалатора.

База садовой тележки (расстояние между колесами) не должна быть меньше 380 мм, в противном случае частое опрокидывание тележки неизбежно. Легче тележку толкать от себя, как детскую коляску, так как нагрузка на межпозвоночные диски при этом в 2,5 раза меньше, чем в случае, когда тележку тянут за собой.

Что касается высоты рукоятки тележки, то она обычно составляет 910...1150 мм.

А теперь, счастливого пути вместе с садовой тележкой!

Все материалы раздела «Сад, огород, усадьба»

Порекомендуйте эту страницу друзьям или добавьте в закладки: