Дом, дача, квартира, коттедж, ремонт, строительство, идеи мастеру, сад, огород, декоративно-прикладное творчество, хобби и увлечения  

поиск по сайту:



  Главная>>> Декоративно-прикладное искусство>>> Поделки из рога

Разделы сайта:

Главная
Последние публикации, новое на сайте.

Ремонт и строительство
Дом и квартира, дизайн и архитектура, проекты домов. Обзоры, советы.

Сад, огород, усадьба
Садоводство и огородничество, приусадебное хозяйство.

Декоративно - прикладное искусство
Резьба по дереву, выжигание, чеканка, плетение и многое другое...

Идеи мастеру
Сделай сам, различные оригинальные и полезные самоделки.

Мебель своими руками
Самостоятельное изготовление мебели, чертежи, схемы.

Разное
Идеи, советы, методики.

 
 

Поделки из рога крупного рогатого скота. Протрава, окраска и металлизация рога

Мы уже рассказывали на страницах сайта idea-master.ru о технологии обработки рогов крупного рогатого скота и поделках из коровьего рога (см. здесь). По просьбам наших читателей продолжаем начатый разговор и предлагаем вашему вниманию еще одну статью на данную тему.

Поделки из рога

Поделки из рога крупного рогатого скота. Протрава, окраска и металлизация рога Для поделок из рога применяют главным образом рога крупного рогатого скота. Первоначальная обработка рога состоит в освобождении его от кости, для чего рог вымачивают в воде 2...4 недели, давая ему разбухнуть, затем отпиливают острый конец и удаляют кость. Далее, прикинув, какие изделия из того или иного рога можно изготовить, распиливают его вдоль или поперек на заготовки нужной длины. При поперечной распиловке получаются кольца, которые обычно выпрямляют. Для этого рог погружают в воду на 10...15 дней, после чего кипятят на сильном огне. Чем старее рог, тем дольше он подвергается такой тепловой обработке. При кипячении полезно в воду добавить 1...2% растительного масла или жира.

Достаточно размягчив рог, при помощи клещей кольца разгибают «в обратную сторону». Чтобы окончательно выпрямить роговые пластинки, их нагревают, например, в духовке, прессуют, заложив между металлическими досками (пластинами). Каждую выпрямленную заготовку, обрезают по форме будущего изделия, после чего ее подтесывают, выскабливают все неровности, кладут опять на несколько дней в воду, снова кипятят до полного размягчения и во второй раз кладут под пресс, предварительно смазав жиром и слегка подогрев.

Обработанные таким образом пластинки применяются исключительно для выделки гребней, расчесок, предметов украшения. Обычно для таких изделий подбирают воловьи рога, так как коровьи при обработке часто трескаются и ломаются. Из коровьих рогов предпочитают делать мундштуки, а также черенки для ножей или вилок. Некоторые изделия (пряжки, пуговицы) формируют из массы, приготовленной из стружек и обрезков рога.

Издавна из рога выделывали красивые и удобные гребни. Технология изготовления подобных гребней не очень сложная. Пластинку рога очерчивают по лекалу (выкройке гребня), отмечают с обеих сторон длину предполагаемых зубьев с помощью острого крючка или другого инструмента, после чего приступают к пропилке зубьев. Для машинной пропилки применяют специальные станочки с рамкой, в которой укреплены небольшие пилочки, число которых должно быть на и больше числа зубьев на гребне. Для ручной пропилки служит небольшая ручная пилка. При ручном формировании зубьев пластинку из рога зажимают в тисках, пилку держат в правой руке, а левой направляют ход пилы, придерживая при этом гребень. Все прорезы делают подряд, то есть один за другим. Ну а ширина и форма зубьев зависят от фасона и размеров гребня.

Гребень из рога Пропилив зубья, гребни вымачивают в воде в течение 1 ч. Затем их кладут на стол и покрывают слоем мокрых роговых опилок. Это делают для того, чтобы гребень сохранял влажность до следующей операции — опиловки зубьев. Опиловку осуществляют мелким подпилком, при этом гребень зажимают в тисках так, чтобы доска гребня была скрыта в тисках, а наружу выступали бы одни зубья. Каждый зуб опиливают отдельно (сначала с одной стороны, а затем с другой). После такой обработки зубья должны быть гладкими, без зазубрин и шероховатостей, то есть не должны цепляться за волосы и задирать их. Поэтому зубья при опиловке даже несколько округляют.

Если во время пропиловки один из зубьев по неосторожности сломался, то этот зуб вырезают полностью, на месте выломанного зуба пропиливают тонкой пилой в пластинке гребня паз, в который вставляют другой зуб, сделанный особо. Зуб должен входить в паз очень туго, чтобы при дальнейшей обработке гребня он не мог выскочить.

При выделке женских гребенок, которые имеют изогнутую форму, требуемый изгиб придают с помощью деревянной болванки. Гребенку для этого предварительно нагревают на угольном жаре до размягчения, а затем оборачивают ее вокруг болванки и приматывают к последней довольно туго широкой тесьмой.

Готовые изделия шлифуют, обрабатывая изделие пемзовым порошком и толченым липовым углем. Делают это так. Пемзу необходимо предварительно пережечь, истолочь в порошок, а затем просеять через частое сито. Далее берут кусочек шерстяной материи, свертывают из него тампон и начинают шлифовать изделие сначала пемзой, а потом углем, смоченным в воде; затем оба порошка смешивают вместе и продолжают обработку поверхности, осуществляя шлифовку вдоль волокон рога, «налегая» на тампон возможно сильнее. Во время подобной отделки гребень следует располагать на доске, обтянутой кожей.

После шлифовки гребень окрашивают или же сразу полируют. Как и на последней стадии шлифовки полировку гребней всегда осуществляют только вдоль волокон. Для этого берут кусочек фланели и опускают его в уксус, в котором растворено немного поваренной соли с небольшим количеством роговых стружек. Затем на фланель наносят золу и начинают фланелью придавать блеск поверхности. На последней стадии обработки поверхность изделия протирают порошком мела. Хорошие гребни полируют с помощью политуры. Сделав небольшой тампон (для чего кусочек ваты придется обернуть тряпочкой), напитывают его политурой и полируют поверхность рога (вдоль волокон!).

Протрава и окраска рога

Для окраски рога в тот или иной цвет его подвергают протраве или обрабатывают анилиновыми красителями. Напомним, что окраску изделия ведут только после его шлифования.

Белая протрава. Так как окраска рога в цвета светлых тонов затруднительна ввиду того, что большей частью природный рог имеет темный цвет, изделиям из рога придают белый цвет. Для этой цели сурик (1 часть) и едкую известь (2 части) смешивают с раствором едкого калия примерно в соотношении 1:20 (смесь должна быть достаточно жидкой). Изделия погружают в эту смесь на 15...20 минут, затем вынимают, слегка протирают шерстяной тряпкой и переносят в раствор 20%-ной соляной кислоты. Когда предметы побелеют, их вынимают и сушат в пшеничных отрубях.

Применяют и другой способ «отмывания». Очищенные от жира и промытые изделия выдерживают 20...24 ч в 15%-ном растворе азотнокислого свинца, потом промывают и опускают на 1 ч в 5%-ный раствор соляной кислоты. После этого рог также приобретает белую окраску.

Цветные протравы. Рог белого цвета (протравленный или имеющий такой цвет от природы) достаточно легко окрасить в любой цвет с помощью анилиновых красителей. Для этой цели приготовляют раствор краски нужной концентрации, что зависит как от самого красителя, так и от тона окрашиваемого рога. Изделие погружают в раствор на 18...20 ч. Если красильный раствор нагреть до 60...80°С, процесс окраски сокращается до 2...3 ч. При известном навыке, смешивая различные анилиновые красители, удается получить любой цвет с нужным оттенком.

Изделия из рога, и чаще всего гребни, для подделки под редкие сорта рога часто окрашивают в черный цвет. Лучший результат здесь дает окраска, осуществляемая по способу профессора Вагнера: к раствору из 1 части ртути и 1 части азотной кислоты приливают 4 части воды. В раствор погружают изделие на 10...12 ч, после чего его промывают до тех пор, пока промывная вода не перестанет давать «кислую реакцию». Однако такая окраска обеспечивает рогу только красный цвет. Коричневую окраску изделия принимают в случае увеличения в протраве количества ртути. Для получения же черного цвета коричневые изделия еще на 1...2 ч опускают в раствор, состоящий из 1 части серной печени, разведенной в 1000 частях воды. Далее изделие промывают чистой водой, потом водой с небольшим количеством уксуса и затем снова чистой водой. После сушки и полировки такие изделия принимают очень красивый вид, словно сделанные из рога буйвола.

Эффектно выглядят гребни, окрашенные «под черепаху». Изделия из светлого рога кладут на 5...10 минут в разведенную дистиллированной водой азотную кислоту, взятых в соотношении 5:1. В результате поверхность изделия приобретает золотисто-желтый цвет. Затем изделие промывают водой и на его поверхность тряпкой наносят местами густую кашицу, полученную из гашеной извести и свинцового сурика, взятых в соотношении 4:1. При взаимодействии содержащейся в роговом веществе серы со свинцовым суриком покрытые кашицей места темнеют.

Заготовки для гребней из более темного рога большей частью протравливают «под черепаху» другим способом, в некоторых местах покрывая роговые доски тестообразной смесью из извести, свинцового сурика, поташа и воды, взятых в соотношении 3:1:2:20. Обработанную этой смесью заготовку выдерживают 1 ч в теплом месте. Чем больше в смеси поташа, тем темнее будут пятна.

Изделия из рога будут крепче

Чтобы поделки из рога (особенно гребенки) не так быстро ломались, смешивают азотную кислоту, 9%-ный уксус и водку, взятые в соотношении 2:2:20, оставляют в этом растворе изделие на 2 ч, после чего высушивают и опускают на 10 минут в смесь уксуса и водки, взятых в равных частях.

Металлизация рога

1-й способ. Изделия из рога обезжиривают, обтирая бензином или нагревая в растворе соды, затем опускают на 20...24 ч в тепловатый раствор, содержащий 6 частей азотнокислого свинца на 50 частей воды. После приобретения металлического тона изделия переносят в 3...5%-ный раствор соляной кислоты, после чего они становятся серебристо-белыми.

2-й способ. Изделия либо погружают в 2...3%-ный раствор хлористого цинка, либо натирают щетками, смоченными этим раствором. Окраска получается желто-бронзовая.

3-й способ. Обработанные 2...3%-ным раствором хлорной меди изделия приобретают черно-бронзовую окраску. Сушат изделия при 60°С. При последующем натирании сусальным золотом они принимают исключительно красивый вид.

Роговая масса

Заготовки черенков для ножей, ручек для зонтиков, набалдашников, мундштуков формируют из роговой массы.

Рецепт №1. Смесь из поваренной соли, винного камня, поташа, негашеной извести и воды, взятых в соотношении 1:2:20:40:120, кипятят в продолжение 30...40 минут, затем прибавляют к смеси кусочки рога и варят состав до получения густой массы, которую выливают в предварительно смазанные маслом деревянные или глиняные формы. До окончательного затвердения массу можно прессовать, после затвердения ее разрешается обтачивать, как природный рог. При надобности массу можно окрасить в нужный цвет.

Рецепт №2. Отходы от обработки рога очищают кипячением в содовом растворе, обмывают, помещают в котел и заливают насыщенным раствором поташа и извести. После 2...3 дней масса превращается в студень, после чего ее подогревают, выпаривают и прессуют в пластины. Высохшая масса обрабатывается, как рог.

Примечание. Несколько слов о названиях химических веществ, упомянутых в статье. Хочу пояснить, что винный камень — виннокаменная соль, выпадает при брожении виноградного сока весте с дрожжами. Едкая известь — смесь гашеной извести с едким натрием, которую (смесь) иногда называют «натронной/натровой известью». Поташ — углекислый калий, карбонат калия. Сурик (имеется в виду сурик свинцовый) — минеральный пигмент пурпурно-красного или оранжевого цвета, применяемый в производстве грунтов и антикоррозийных красок по железу. Сусальное золото — двусернистое олово, получаемое сплавлением олова, ртути, серы и нашатыря, взятых в соотношении 4:2:3:2 (части по массе). При сплавлении компонентов нашатырь и ртуть улетучиваются, а сусальное золото остается в виде красивых золотисто-желтых чешуек. Добавлю еще, что сусальным золотом называют тончайшие металлические листы золотистого цвета (собственно из золота, золота по серебру, сплава меди с цинком и др.), применяемые для декоративной отделки разных изделий, в том числе и поделок из рога.

Все материалы раздела «Декоративно-прикладное искусство»

Порекомендуйте эту страницу друзьям или добавьте в закладки:

 



 
© Idea-master.ru. Все права защищены. Незаконное копирование материалов сайта Idea-master.ru влечет гражданскую и уголовную ответственность. Для связи: admin@idea-master.ru. Размещение рекламы на сайте.
Rambler's Top100